Философия природы (греков, алхимии, да Винчи, Ньютона, Гете, Гегеля)

Изменено: 25.11.2015 Posted on

Философия природы, естествознания[1] (впервые термин «philosophia naturalis» у Сенеки, или натурфилосо́фия — от лат. natura — природа — примерно до XVIII века), возникла в античную эпоху, в древнегреческой философии  о природе. В   ионийской натурфилософии с  VII в. до н. э. в Милете Фалес, Анаксимандр и Анаксимен поставили вопрос  единой первоосновы и причин мира («архэ»), как материи (субстанции, субстрата) типа  абстрактных «воды», неопределённости-  «апейрона» или «воздуха» и «огня-логоса» Гераклита, как и  Физиоло́гия (от греч. φύσιςприрода и λόγοςзнание) и медицина — наука о сущности живого, жизни в норме и при патология медицины — Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) представлял организм человека как единство жидких сред и психического. Античная астрономия и орфизм  с экспериментом пифагорейской школы  — научные революции Древней Греции до учения о человеке софистов и Сократа[2] диалогов Платона (известнее «Клятва Гиппократа» с Египтагинеколога второго века).  Пробуждающаяся наука — от  математики древнего Египта и Вавилона в Греции (Ван дер Варден) кроме астрономии включала Естествознание и технику, как и представления об обитаемой земле и природе.  Естественнонаучные знания Древней Греции до V — XI века представляли популярные в Риме сочинения Плиния и Лукреция Кара, Марциана Капеллы, Макробия, Халкидия  и католической Церкви —  Этимологии и сочинения О природе вещей — Исидора Севильского (ок. 560—636), Беды Достопочтенного (ок. 672—735), Рабана Мавра (822—842) (См.  Античная наука  и схоласты до  классической физики  и философии науки,  в XIX и XX веках. Физио-Логия христианского догмата о воплощении Богаслова в Творении: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. […] И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. […] И сказал Бог: да будет твердь посреди воды… […] И назвал Бог твердь небом…» Быт 1, 17), жизнь Христа как воплощение откровения Бога-слова жизни» (переводится как Слово, — «было у Бога, и Слово было Бог»- Ин, 1, 1стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» — Ин, 1, 14), связуя лица Троицы и христианский Символ веры, в теологической традиции от патристики до аджорнаменто и НКФ.

Маковельский А. Досократики — 1999  Предисловие (1914)

  • Ряд сочинений в оригинале и английском переводе
    • Vol. V. О движении животных. О происхождении животных.
      • Vol. VI. Opuscula: О цветах. О слышимом. Физиогномика. О растениях. Об удивительных слухах. Механика. О неделимых линиях. О ветрах. О Мелиссе, Ксенофане и Горгии.
      • Vol. VII. Проблемы.

    Зоология  Трактат «История животных» — самый крупный по объему из всех трудов Аристотеля (IV в. до н.э.) —  его натурфилософия и научные знания в античную эпоху. В средние века, в период Возрождения и позже, в течение XVII—XVIII столетий, «История животных» была главным источником для познания мира животных, его систематики, экологии и т.д.

Пер. с древнегреч. А 81 В. П. Карпова; Под ред. и с примеч. Б. А. Старостина. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. 528 с. ISBN 5-7281-0049-Х

Смотри также: О частях животных  

Аристотель  Переводчик:   Карпов В.П. Государственное издательство биологической и медицинской литературы. 1937

Величайший философ древности, Аристотель представляет для биологов первостепенный интерес. В его литературном наследстве сочинения по естествознанию занимают не менее значительное место, чем философские; биологические же трактаты Аристотеля издавна и по праву считались лучшими из его научных произведений. Более того. — три основных шедевра аристотелевой биологии — «История животных», «О частях животных» и «О возникновении животных» — являются творениями наиболее зрелого периода творчества Аристотеля,  тенденция к материализму (Jager, 1923, Senn, 1933), после смерти Платона, в Митилене на острове Лесбос (344—342 гг. до н. э.), когда он весь ушел в изучение животных форм моря и суши.  эволюцию его взглядов в кардинальнейших методологических вопросах—причинности и случайности, роли опыта и наблюдения в суждении и др.  его философские произведения, особенно «Метафизика», относящиеся к более раннему периоду его творчества, созданные во время пребывания Аристотеля в Ассосе (Малая Азия) в кругу его друзей-платоников (347—345 гг. до н. э.) в значительно большей степени несут следы и влияния платоновского идеализма. Ленин обнаружил уже в «Метафизике», что «Аристотель вплотную подходит к материализму»… Биомедгиз дает в первую очередь перевод «сравнительной анатомии» Аристотеля — «О частях животных», являющейся сочинением, и хронологически, и логически предшествующим его «общей биологии»—«О возникновении животных»—основному шедевру аристотелевой биологии. Издание «зоологии» Аристотеля—«Истории животных»—Биомедгиз сознательно отодвигает

О возникновении животных

О возникновении животных Смотри также: 

История животных. (Зоология)  ВВЕДЕНИЕ

Категории  Античная литература Античная мысль Источники Исследования Военное дело

Алхимия воплощала мысль — возможность изготовления искусственного золота путем трансмутации (превращения) металлов. как универсальная панацея, золото не подвержено коррозии и неразрушимо, а значит, искусственное, волшебное золото, может сделать таким же нерушимым и человеческое тело. Другим важнейшим веществом считалась киноварь (соединение серы и ртути HgS). белая ртуть превращается в красный порошок, который при нагревании вновь становится ртутью и серой, вновь становящихся киноварью при продолжении нагревания. киноварь казалась им мистическим андрогином, веществом муже-женской природы как соединение белой спермы (ртуть) и менструальной крови матери (сама киноварь), порождающих бессмертие и совершенство. … и ртуть, и свинец, и мышьяк – субстанции весьма ядовитые..

из знаменитого даосского трактата «Баопу- цзы» («Мудрец, объемлющий первозданную простоту») философа и алхимика 4 в. н. э. Гэ Хуна. «Есть также метод приготовления эликсира Кан Фэй-цзы. Нужно взять яйца ворона, яйца аиста, кровь воробья и смешать с соком «небесного петуха из малого покоя». Эту смесь следует соединить с киноварью, налить в скорлупу яйца лебедя и покрыть ее лаком. Затем яйцо нужно положить в «воду облачной матери» – раствор слюды. Через сто дней этот раствор превратится в красную воду. Единожды принятый, он продлевает жизнь на сто лет, а один литр его приносит тысячу лет. Есть также метод приготовления эликсира Цуй Вэй-цзы. Нужно взять киноварь, ввести ее в желудок утки, затем утку отварить на пару. Если принять этот эликсир однажды, то жизнь продлится, а при долгом приеме человек станет бессмертным».  даосские алхимики и  гениальные медики Древнего Китая, как Гэ Хун, Тао Хунцзин и Сунь Сымяо рекомендовали принимать эликсиры буквально гомеопатическими дозами, что задерживало мучительные симптомы отравления тяжелыми металлами. Легкие же симптомы (ощущение легкости тела, озноб, чувство бегающих по телу насекомых) описаны в даосских текстах как показатели того, что эликсир изготовлен правильно и начал действовать. Интересно, что труп Сунь Сымяо, прожившего, кстати, около ста лет, не начинал разлагаться в течение двух недель с момента смерти этого алхимика, что, возможно, было следствием консервирующего воздействия накопившейся в организме ртути и других веществ.

Алхимия  включала естественную — внешнюю алхимию — традицию приготовления эликсиров бессмертия, астрологию, изготовление амулетов, применение формул и заклятий, с эпохи Чжоу. Их исследования поощряли императоры Цинь Шихуан и У-ди,  танской династии.   Цинь Ши Хуанди  отправил две экспедиции на поиски эликсира, маг и учитель Лу нашёл магический текст о падении династии Цинь из-за вторжения варваров хунну.[1] Император умер после употребления пилюль эликсира бессмертия, содержащих ртуть.[2] Император У-ди тоже занимался поисками данного эликсира,  идеей и  римского императора Августа.

Когда императоры умирали в мучениях от сильных отравлений, алхимиков преследовали и казнили,   анализ останков показывает наличие в их костях IIIV веков  мышьяк и др. С развитием даосизма  минералы и вещества стали пониматься как символы внутренних процессов в организме, и  интерес переместился на внутреннюю алхимию, с гимнастикой даоинь и сексом. Традицию даосов развили Гэ Сюань, среди классики конфуцианцев, Чжэн Сыюань (Инь) и Гэ Хун (283343/363 — в «Истории династии Цзинь» в 81 —  «бессмертный» из школы Саньхуанвэнь (основанной Жёлтым Императором Хуан-ди), литературный псевдоним Баопу-цзы,  и его внучатый племянник Гэ Чаофу, создавший школу Линбао около 400 года.  Гэ Хун из бывшего царства У, в 303304 за службу  подавления крестьянского восстания Ши Бина в Цзяннани и  в канцелярии губернатора в Гуанчжоу и помощником Ван Дао, фаворита принца Сыма Жуй, позже ставшего императором Восточной Цзинь, стал канцлером, в 317320  написав энциклопедический трактат Баопу-цзы, в 333, в правление императора Чэн-ди, просился на крайний юг, где находится современная вьетнамская провинция Зяотяу, искал качественную киноварь, с губернатором  Гуанчжоу Дэн Юэ  собрал учеников и организовал даосскую общину для алхимических опытов. По легенде,  Дэн Юэ задержался, открыв гроб, обнаружил, что тело Гэ Хуна остаётся лёгким и гибким без признаков трупного окоченения или одеревенения, во время похорон увидели, что гроб пуст. Гэ Хун вошёл в даосский пантеон как бессмертный (шицзесянь, «освободившийся от трупа»), получивший бессмертие через смерть и воскрешение.

Эликсиры бессмертия из глав энциклопедического труда Гэ Хуна «Баопу-цзы» в IV веке, с комментарием рецептов долголетия, заменяли органические вещества, распадающиеся, чистыми минералами (золото и киноварь, их сплав и сочетание иероглифов кит. упр. 金丹, пиньинь: jindan, палл.: цзиньдань приобрело значение эликсира бессмертия, как «золотой эликсир» или «золотая пилюля», включалась сера, ртуть, свинец, серебро, мышьяк и др.) и мыслями ритуалов и медитаций, праведного образа жизни,  вызревая в соответствии с сезонами года, днями календаря и часами дня и фазами Луны, в результате многочисленных переплавок и перегонок. «Баопу-цзы» обсуждает эликсиры с использованием многочисленных веществ и минералов и приводит истории из жизни бессмертных, а также шарлатанов.

Гэ Хун. Баопу-цзы. Эзотерическая часть. Перев., предисл., коммент. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1999  (см.также Торчинов, Евгений Алексеевич. ЗОЛОТОЙ ЭЛИКСИР, ИЛИ ПОИСКИ БЕССМЕРТИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ... Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.:1993 (2-е изд., 1998), Даосизм — С-П., 1999.

даос занимался гимнастикой дао инь, дыхательным 
упражнениям (в индийской йоге, буддизме, 
мусульманском мистицизме – суфизме, в православном исихазме и 
т. д.) для развития способности сознания к сосредоточению и его 
трансформации...поглощая особую субстанцию – жизненную энергию ци, которая 
накапливается в его теле и обеспечивает продление жизни. Это близко нашей эн-тропии...в индийской йоге – пране, также поглощающейся при 
занятиях дыхательными упражнениями – пранаямой.«зародышевое дыхание», растягивать выдох как можно дольше, «до времени ста двадцати ударов сердца». долго пребывать под водой. В сексуальной практике (фан чжун чжи шу – «искусство внутренних 
покоев»), активизации этих энергий и в 
восполнении своего мужского начала ян женским началом инь. достижения максимально сильного оргазма без семяизвержения, жизненной силы и ее утрата постепенно приближала смерть. во время такого соития «запертая» сперма поднимается 
по позвоночному столбу в мозг и питает его. Это называлось 
«повернуть сперму вспять, чтобы пестовать мозг» или «заставить 
реку Хуанхэ течь к своим истокам». 
Вера в то, что можно достичь бессмертия благодаря 
употреблению особых магических трав, восходит к глубокой 
древности. В 3 в. до н. э. император Цинь Шихуан-ди даже посылал 
морскую экспедицию в восточный океан на поиски волшебных 
островов Фанчжан и Пэнлай, бессмертных трав, с магом Сюй Фу , м.б.
приплыли в Японию и стали прародителями японского народа.
Во 2 в. до н. э. эликсир бессмертия можно сделать искусственно, в ретортах модель космоса, а затем посредством нагревания 
направляли процессы этого микрокосма в нужном их направлении 
для создания Великого Снадобья или Киноварного эликсира.
в 9 в. жертвами отравлений эликсирами стало 
несколько правивших друг за другом императоров, увлекавшихся 
даосизмом.  киноварью, что приводило их к безвременной и мучительной кончине.  и в Китае к 13 в.  на смену старой лабораторной алхимии («внешней алхимии») пришла 
алхимия внутренняя (нэй дань)  нового бессмертного тела даосского адепта из энергий и соков его собственного тела. параллели между 
тонкими энергиями тела, его соками и металлами и веществами 
внешнего мира. медитацию, 
визуализацию тонких центров человеческого тела («киноварных 
полей» – дань тянь) и каналов, по которым жизненная энергия—ци 
движется по телу, а также очень сложные дыхательные упражнения. 
Эта практика настолько напоминала ряд приемов индийских 
отшельников, что в Европе ее даже стали называть «даосской 
йогой». Предполагалось, что благодаря этой практике тонкие 
энергии тела («свинец» и «ртуть») произведут в теле адепта 
мистическое соитие, породив так называемый «бессмертный 
зародыш», который постепенно превратится в новое бессмертное 
тело даосского святого, наделенное многими сверхъестественными 
качествами и свойствами. и в наши дни - знаменитая гимнастика ци гун («работа с энергией-ци»), и чисто в медицинских, лечебных целях (клиники, 
специализирующиеся по цигунотерапии). в приемах 
знаменитых китайских «воинских искусств» (у шу), не 
только боевое прикладное значение, но используются и для 
оздоровления организма.
Но и внешняя алхимия рецепты обогатили традиционную китайскую медицину; она 
способствовала развитию химических технологий и, наконец, 
следствием алхимических экспериментов стало открытие пороха 
(11-12 вв.). Е. Торчинов

Его средство из полыни  выделила Юю Ту и стало предметом био-мед-нобелевской 2015 — за лекарства от паразитов — малярии, а в статье в Нэйча рекламировала и другие средства алъимии, как мышьяк против лейкоза…

На Западе в эти годы писали стоики — император Марк Аврелий и раб Эпиктет В чем наше благо. ок.н.э.98 год — 1904 и Афоризмы. ок. 100 г. н.э. — 1891

Лукиан Киник (—М., 1965), Ямвлих О Пифагоровой жизни. ок. 270-300 н.э. (—М., 2002),  Ориген О началах. Книга 3-4 — 1996    Прокл Диодох Элементы физики. ок. 460 г. н.э. — 1998

О небесной иерархии

Дионисий Ареопагит (или Псевдо Дионисий — м.б. христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики) предварял или связал онтологию неоплатонизма (и его учение о символе) с социальной проблематикой; доктрина о «церковной иерархии» как «небесной иерархии». В отличие от  историзма Августина (церковь как «град Божий») образ церкви в согласии с законами универсального бытия, предельно статичен: это иерархия людей, непосредственно продолжающая иерархию ангелов, отражение чистого света в чистых зеркалах, передающих луч друг другу, стройный распорядок церковных «таинств» (описываемых как «посвящения», при помощи лексики античных языческих мистерий);  влияние на всю средневековую эстетику, теорию света и символа у Сугера, воплощенную в художественной практике готического искусства, поэзию Данте — «Рай», и др.

Источник:  Дионисий Ареопагит (Псевдо Дионисий) О небесной иерархии — 1994

учение Аристотеля с догматами христианства разработали Альберт Великий и Фома Аквинский,  Роджер Бэкон и Роберт Гроссетест (с космогонией мира из света из одной точки, созданной Богом).  Давид Динанский с пантеистическим «мир есть сам Бог», «Бог есть разум всех душ и материя всех тел»[13] осужден в 1210 году, но преподаватели факультета свободных искусств Парижского университета с учением о двойственной истине — «латинские аверроисты» (Аристотеля в виде Аверроэса) — Сигер Брабантский (ок. 1240—1282) и Боэций Дакийский (ок. 1240—1284) доказывали вечность и несотворённость мира. Христианский догмат (платонизма) о творении мира Богом развил Фома Аквинский, у Генриха Гентского в 1270 г. архиепископ Парижа Этьен Темпье дал эдикт с анафемой аверроистов, в 1277 и против Фомы Аквинского. В конкретных науках: математике (Фибоначчи), статике (Иордан Неморарий), оптике (Роджер Бэкон, Вителло, Дитер Фрейбургский (англ.), Джон Пекхам (англ.)), астрономии (Гильом де Сен-Клу) -развивались знания типа Альфонсовых таблиц движения планет,  справочных до XVII века. Теория импетуса и Оксфордские калькуляторы

Натурфилософия Платонa — Тимей на латыни Халкидия IV века н.э. и Шартрской школы, ждала 2-го Возрождения — греков с падением Константинополя — византийский мыслитель Георгий Гемист Плифон (ок. 1360—1452),  Марсилио Фичино(1433-1499) во Флоренции перевёл на латынь все сочинения Платона и написал «Платоновское богословие о бессмертии души»,  с идеями неоплатоников и герметистовЛукреция «О природе вещей»  Эпикура издания в 1473, 1500, 1515 и 1563 годах возрождали атомизм и  стоиков,  Цицерона и Сенеку, с итальянского Проторенессанса, и в XVI веке  гуманистов, как Яков Циглер и Кристоф Ротманв Германии, Жан Пена во Франции, Тихо Браге в Дании[32][33]. Идея стоиков о материальном единстве Земли и неба и  магические  герметизм и каббала (Пико делла Мирандола, Парацельс, Агриппа Неттесгеймский).

Раннее Возрождение (XV век)

  Николай Кузанский — «сферы» не абсолютно круглы, их вращение не равномерно, нет абсолютного центра и чёткой границы (безграничности Вселенной)[35] — житель любого тела во Вселенной с равным основанием может считать себя неподвижным. Тождественности материи неба и Земли следовал  и Леонардо да Винчи, объяснив причину пепельного света Лунытеории импетуса, Альберта Саксонского. Землю он считал живым существом, у которого суша является плотью, водные потоки — кровью, приливы и отливы — биениями пульса[36] (см.тесты ниже)

Новые космологические теории XVI века — от пифагорейцев и платоников

Николай Коперник учился в Болонье в 1509, м.б.вместе с нашим Ф.Скарыной!
В  гелиоцентрической системы мира Николая Коперника в центре Солнце, Земля совершает вращение вокруг и него и своей оси-  против Аристотеля,  тяготением обладает не только Земля, а все небесные тела. Томас Диггес предположил, что звёзды располагаются во Вселенной не на одной сфере, а на различных расстояниях от Земли до бесконечности[37], «сфера» неподвижных звёзд есть «Дворец величайшего Бога, пристанище избранных, обиталище небесных ангелов»[37].  Джордано Бруно, выдвинул концепцию бесконечной, качественно однородной Вселенной и звёзд как далёких солнц (см. ниже). Коперника планеты с небесными сферами и Новая звезда 1572 года, комета 1577 года определили горизонтальный параллакс  Тихо Браге  дальше Луны и гео-гелиоцентрическую систему мира, в которой Земля неподвижна в центре мира, вокруг неё обращаются звёзды, Луна и Солнце, но все планеты обращаются вокруг Солнца.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения.- Мн.: Х, 2000.- 704 с. — (Классическая философская мысль).

Часть 1-О себе, ложных науках, мат.-количественном, природе, жизни и смерти, силе, движении, времени и бесконечном, трении, летании, изобретениях, зрении, свете, тепле и солнце, звездах, зрении и свете…  волнах, строении человека и животных, частях тела и их функциях, растениях. Военные изобретения. рецепт..ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА Басни.. Предсказания.  Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Искусство. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12.  Часть 13. Приложения Джабиру, или Геберу (699—765) приписывалась ртуть-серная теория греко-арабская, оформ.в XI веке (Авиценна), в Космологии» Альдимешки (1326—31) «семенем» или «отцом» металлов именуется сера, а ртуть именуется здесь «матерью», как наши не-металлы — х.э.ПС. Как и Аль-Кенди (813—873) он для человека считал невозможным силы алхимии- природы и солнечной энергии образования золота. В манускрипте G. Леонардо, следуя алхимическим традициям, заменяет названия металлов — планет (зеркально, Аренев — Венера — медь), образов (бросать в лоно матери — переплавлять в матрице, Меркурий убежал — ртуть улетучилась) и неолог (invulghanare — провулканитъ, от мифического Вулкана, т. е. прогреть на огне; s’innectunnare — от Nectunno, Нептун, — превратиться в бронзу).

Леонардо да Винчи. Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике. 1508 — 2000

О ПРИРОДЕ, ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Вечный закон природы — необходимость (71) и разнообразие (72), мать-и-мачеха (73), проводя нервы и сосуды рук (74), вечно производящая и  уничтожающая избыток  созданий (75) как  крыс — плодовитости (7б), все «твердыми зубами пожирает время» (77- 1а- как наша «энтропию с зубами»!), и человек продолжает ее «смертные дымы» (78) и яды (79) во «всепокоряющей силе любви» Эмпедокла/Овидия (80),  связи жизни и смерти (81 —82) в стремлении к не-равновесию? (83) — в духе платонизма, «душа не может разрушиться» (84), но «хочет находиться с своим телом» (85), вещи переходят друг в друга» (86), не имманентно (87— 89), а желая покоя (90). Наблюдения Леонардо над растительным миром в «Трактате о живописи»

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1а- числа типа ряда Фибоначчи, 13 в.) -76. Аристотель, а вслед за ним Плиний, утверждал, что одна мышь в короткое время дала потомство в 120 мышей.- см. История животных  О частях животных Vol. V. О движении животных. О происхождении животных.

Первый приплод, т. е. 3 самки дают в течение этих месяцев по 3 приплода, в каждом по 3 самки, т. е. 3*3*3= 27. Итого имеем с самками первого года 27+36=63. В конце отрывка то же вычисление повторяется для 12 месяцев, т. е. З*2*12=108.

77. «Метаморфоз» Овидия (XV, 232—236).

78. Реальгар (risagallo) — As2S2, сернистый мышьяк, известный в  под названием красного мышьяка, при обжигании давая ядовитый белый мышьяк (As2O3), известный Абу Мансуру и псевдо-Геберу, как и китайцам, отмеченным НПБ-2015.

Способ …и Альберт Великий, напр., говорит о возгонке вина «по образцу розовой воды».

Отстоенная, stillato, — по-видимому «дистиллированный» (профильтрованный) настой.

79. Сублимированных— подвергнутых возгонке.

80. Т. е.: Все побеждает любовь, и мы любви покоримся. Стих из «Буколик» Вергилия (X, 69). …среди латинских склонений и спряжений, списки латинских слов, отрывки из грамматики Доната и т. п. -м.б. эскизы к элементарной латинской грамматике.

82.  противоречия природной жизни  с Гераклита Темного, переход стихий, воды и воздуха в огонь.

83. Квинтэссенция — пятая стихия, т. е. небесный эфир,  «желание квинтэссенции, спутницы природы»…  с 131,132 или 166 говорит о природе тяжестей и движении стихий (с духом, поднимающим и голову, Быт.5).

85.  душа без тела оказывается бездеятельной и физически сведенной к нулю. Ср. против  духов в природе (46-47).

86. Все во всем (quodlibet in quolibet) — одна из аксиом алхимии псевдо-Раймунда Люллия и философии Николая Кузанского, Дж Бруно («De umbris idearum»).

87. Книги VII и VIII Аристотелевой «Физики» — Сила — причина и ускорения и самого движения — скорости).

89. В отличие от тяжести (gravezza) как свойства тела, peso означает часто или самый груз, или  тяжесть в определенных условиях: величину нагрузки, натяжения веревки, вес тела в жидкости и т. п. ближе акцидентальной (ср. о теории тяжести, зависящей от положения, примеч. 181). peso и grave не  строго.

90.  с перипатетическим «Nullum violentum potest esse perpetuum» (Ничто насильственное не может быть вечным).

О СИЛЕ, ДВИЖЕНИИ, ВРЕМЕНИ И БЕСКОНЕЧНОМ

Проблемы механики (Леонардо да Винчи. Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике. 1508— 2000)

 — равномерно заполненная мирами-звездами (т. М обозначен наш мир у Кеплера Краткое изложение коперниковой астрономии, 1618 г. — по Джордано Бруно, развившему гелиоцентрическую систему мира  дальше Коперника. С оо всепроникающей средой — эфиром, из теории импетуса выводя отсутствие отклонения падающих тел от вертикали на вращающейся Земле. Атомы Бруно не инертные, но с внутренней силой и жизнью, как монады Лейбница. Небесные тела считались гигантскими живыми рационально мыслящими существами и проявлением самого бога. У Томмазо Кампанеллы  XVII века  все  причастны божественному единству и через него в «симпатической» связи вещей  естественная магия и единая мировая душа связаны с материальным миром посредством четырёх первоначал: пространства, теплоты, притяжения и отталкивания.  Научная революция (XVII век) развила это

 Исаак Ньютон, Математические начала натуральной философии — описал притяжение, а отталкивание (будущего Эйнштейна) — Кант И. Ранние натурфилософские сочинения.1746-1763— 1963
  1. Кант И. Метафизические начала естествознания. 1786— 1966
  2. Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. 1797— 1998
  3. Шеллинг Ф.В.Й. О мировой душе. Гипотеза высшей физики для объяснения всеобщего организма, или разработка первых основоположений натурфилософии на основе начал тяжести и света. 1797— 1987
  4. Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии…1799— 1987
  5. Шеллинг Ф.В.Й. Бруно или о божественном и природном начале вещей.1802— 1987
  6. Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении изобразительных искусств к природе.1807— 1989
  7. Шеллинг Ф.В.Й. О новейшем открытии Фарадея. 1832— 1989

 

Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы.1817. (Гегель Г.В.Ф.)

сканировано.

Источник:
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. -М.: «Мысль», 1975.-695 с. (Филос. Наследие. Т.64).-С5-579. с приложениями и примечаниями

В 1995 г. мы связали  с СОВРЕМЕННЫМИ ТДВ и прогнозом развития, будущего) Систему Гегеля, развиваемую в

  1. Энциклопедия философских наук.Том 1. Наука логики. 1817 — 1974
  2. ЭФН. Том 2. Философия природы.1817 — 1975
  3. ЭФН. Том 3. Философия духа. 1817 — 1977

детальнее по частям — т.1-система логики — в

  1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Книга 1. Учение о бытии. 1812, 1831 — 1997
  2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Книга 2. Учение о сущности. 1813 — 1997
  3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Книга 3. Учение о понятии.1816 — 1997

Ее можно использовать для класс.др.книг, например,  filosof.historic.ru — 1. Логика (30) Онтология и гносеология (177) Философия языка (11)

2. Философия природы (70) — реально ее больше дают лучшие ученые, как нобелевские (НЛ)

Из Хаккинг И. ‘Почему язык важен для философии. 1975′ : Hacking I. Why Does Language Matter to Philosophy? © Cambridge Univ. Press, 1975, pp. 157-187. –гл.13-й Французский философ-марксист Луи Альтюссер так определил «принципиальный положительный долг [Маркса, и следовательно всех нас] Гегелю: понятие процесса без субъекта» 14. Среди основных фигур, работающих сегодня на английском языке, только Поппер может отдать этот долг Гегелю. Несмотря на то, что он написал великолепное теоретическое опровержение гегелевского способа мышления, который он назвал «историцизмом», он один может научить нас чему-нибудь из основного гегелевского урока; урока, который и позволил ему взять название «эпистемологии без познающего субъекта». Галилеевский персонаж Симплицио, как напоминает нам Поппер, «придуман, чтобы сказать, что для понимания Аристотеля нужно постоянно и четко держать в уме каждое его слово». Это напоминает предложение Декарта держать в уме сразу все доказательство теоремы. Однако это не является только вопросом степени — человек достаточно талантлив и может держать в уме все свои доказательства, а также все сказанное Аристотелем. … изучающими технологию, вроде Маршалла Маклюэна, который считает, что так называемая научная революция XVII века является лишь побочным продуктом изобретения печатного станка, и который предсказывает сходные мутации, когда локус предложения переместится из книги к компьютерной распечатке благодаря развитию технологии полупроводников.

  1. Жданов Ю.А. Материалистическая диалектика и проблема химической эволюции. 1980— 2001
  2. Корухов В.В. О природе фундаментальных констатнт— 1987
  3. Коштоев В.В. Информационные системы и феномен жизни— 1998
  4. Кулигин В.А., Кулигина Г.А., Корнева М.В. Физика и философия физики— 2001
  5. Липкин А.И. ‘Парадоксы’ квантовой механики глазами ‘реалиста-эмпирика’, ‘конструктивиста-эмпирика’ и ‘конструктивиста-рационалиста’— 1996
  6. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии— 1998
  7. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире— 1974
  8. Пайтаген Х.-О., Рихтер П.Х. Красоты фракталов— 1993
  9. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум. 1997— 2004
  10. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. 1984— 1986
  11. Рожанский П.Д. Естественнонаучные сочинения Аристотеля— 1981
  12. Романовская Т.Б. Границы физики в конце 20 века— 1998
  13. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. 1987— 1995
  14. Скулачев В.П. Эволюция биологических механизмов запасания энергии— 1999
  15. Уилсон Р.А. Психология Эволюции или Прометей Восставший. 1980— 1998
  16. Уитроу Дж. Естественная философия времени. 1960— 2003
  17. Циолковский К.Э. Монизм вселенной. 1925— 1925
  18. Шредингер Э. Что действительно?— 1960
  19. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. 1943— 1972

Шарыпов О.В. О формировании новой физической картины мира на основе планкеонной гипотезы — 1995